|
|
|
|
Аграрная реформа Столыпина |
|
|
|
В 1905 году землевладение в 50 губерниях Европейской России представляло следующую картину: из 295 миллионов 155 млн. десятин принадлежало казне и "учреждениям" - уделам, церкви и монастырям (в том числе "учреждениям" принадлежало около 15 млн. десятин). 139 млн. десятин было надельных земель, крестьянских (124,5 млн.) и казачьих (14,5 млн.). Частновладельческие земли занимали площадь 101 млн. десятин. Необходимо иметь в виду, что из казенных земель лишь самая незначительная часть была пригодна в данное время для земвладельческой обработки (ибо все удобные казенные земли были отданы "в надел" государсвенным крестьянам). Огромное пространство казенных земель - это были леса, тундры и болота северной части России, совершенно непригодные для земледелия. При освобождении крестьян почти все частновладельческие земли принадлежали лицам дворянского сословия, но с тех пор дворянское землевладениенепрерывно уменьшалось, и к 1905 году в руках дворян оставалось лишь 53 млн. десятин. Почти половина дворянских земель перешла в руки других сословий, больше всего - 26 млн. дес - в руки крестьян и крестьянских товариществ (покупавших дворянские земли с помощью Крестьянского банка). Затем в руки купцов и торгово-промышленных компаний - 16 млн. десятин. Присчитывая покупные крестьянские земли к надельным, получим площадь крестьянского землевладения в 1905 году: 165 млн десятин против 53 млн десятин земель дворянских. Из которых еще некоторыя часть находилась под лесов, а некоторая сдавалась в аренду крестьянам. Цифры эти с полной несомненностью показывают, что по составу землевладения Россия уже в 1905 году была совершенно крестьянской страной (в большей степени, чем какая-либо из крупных европейских стран) и что дележка помещичьих земель между крестьянами могла бы лишь в незначительной степени увеличить площадь крестьянского землепользования.
С другой стороны, многие из сохранившихся дворянских имений вели культурное сельское хозяйство и являлись поставщиками хлеба на внешний и внутренний рынок, поэтому их разграбление с точки зрения общих интересов народного хозяйства было, несомненно, ущербом (см.). Однако крестьяне, не имевшие, конечно, никакого понятия об аграрной статистики, ожидали от раздела господских земель огромных "прирезок" к своим наделам, а все левые партии, чтобы привлечь на свою сторону симпатии крестьянской массы, усиленно требовали принудительного отчуждения частновладельческих земель для передачи их "в руки трудящихся"(см.).
Правительство Столыпина, отвергая принцп принудительного отчуждения частновладельческих земель, в то же время сознавало необходимость серьездных мер для подъема уровня крестьянского благосостояния. Оно предприняло ряд мер для расширения площади крестьянского землевладения, но главное внимание оно посвятило делу крестьянского "землеустройства", ибо оно видело главную причину крестьянской бедноты в чрезвычайно примитивном и нерациональном строе крестьянского хозяйства, с его чересполосицей, принудительным трехпольем и низкой урожайностью крестьянских полей. Главный тормоз для прогрессивного развития сельского хозяйства Столыпин усматривал в общинном землевладении, и поэтому он решил предоставить крестьянам право выхода из общины и перехода к личной земельной обственности (см.).
В марте 1906 года были учреждены губернские и уездные "землеустройные комиссии" (составленные из представителей администрации, земства и крестьян) для упорядочения крестьянского землепользования и для возможного уничтожения чересполосицы. После поспуска 1-й Думы Столыпин, уже в качестве главы правительства, провел (в порядке "верховного управления", по 87-й статье) целый ряд весьма сложных мер для улучшения правового и материального паоложения крестьян.
12 и 27 августа и 19 сентября 1906 года были изданы указы о передаче крестьянскому банку казеных и удельных земель на Алтае, для продажи их на льготных условиях крестьянам, нуждающимся в земле. 5-го октября 1906 года был издан очень важный (но совершенно незамеченный общественные мнением) указ об уравнении крестьян в гражданских правах с лицами остальных сословий. Этим указом завершилось освобождение крестьян, провозглашенное 19-го февраля 1861 года. Отныне крестьяне могли, по желанию, менять место жительства и свободно избирать род занятий, поступать на государственную службу, в учебные заведения, не спрашивая разрешения "мира".
Наконец, 9-го ноября был издан знаменитый указ о праве выхода из общины с принадлежащим каждому крестьянину в данное время земельным наделом. Ссылаясь на произведенную манифестом 3-го ноября 1095 года отмену выкупных платежей за надельные земли, указ 9-го ноября устанавливает, что "с этого срока ограниченные земли освобождаются от лежавших на них, в силу выкупного долга, ограничений" и поэтому крестьяне, желающие этого, имеют право требовать открепления в личную собственность принадлежавших им участков из мирского земельного надела (выделяя свой полевой надел из общего надела, крестьянин сохранял право пользоваться общими "угодьями" (см.)). В связи с указом 9-го ноября был издан закон 15-го ноября 1096 года, разрешавший (в отмену закона 1893 года) продажу и залог крестьянских надельных земель.
Столыпин внес свой аграрный закон во 2-ю затем в 3-ю Думу. После долгого обсуждения закон был принят Государственную Думою и Государственным Советом с дополнением, что деревни, в которых не было земельных переделов со времени освобождения крестьян, считаются автоматически перешедшими к единоличному владению (против закона голосовали левые и крайние правые). Закон был утвержден государем и обнародован 14-го июня 1910 года. В следующем году было издано обширное "положение" о землеустройстве.
Энергичная землеустроительная работа в связи с законом 9-го ноября началась с января 1907 года (в 1911 году работало свыше 5 тысяч казеных землемеров). ЗЕмлейстроительная работа состояла или в закреплении за отдельными крестьянами их наличных земельных участков (с сохранением чересполосицы), или в выделении укрепляемых участков к одному месту ("отруба"), или в образовании мелких имений для крестьян, выселявшихся из деревни на свои земли (хутора).
Реформа столыпина встретила широкий отклик в массе крестьян. За 5 лет (1907-1911 года) были получены прошения о выделе из общины от 2 653 000 домохозяев (более 25% всего числа крестьян-домохозяев). Особый успех реформа имела в Новороссии (в губерниях Таврической, Екатеринославской и Херсонской) и в нижнем Поволжье (в губерниях Самарской и Саратовской). К 1914 году землеустротельными комиссиями закончена была подготовка выдела для 2 862 000 крестьян-домохозяев с 25 728 000 десятин земли. Исполнено в натуре проектов для 2 040 000 домохозяев на площади около 18 миллионов десятин земли - работа поистине колоссальная!
Кроме основной работы для разрешения аграрного вопроса именно крестьянского землеустройства правительство принимало ряд других мер, в частности способствовало развитию деятельностиКрестьянского банка и переселению малоземельных крестьян за Урал. После 1905 года тысячи помещиков, напуганных аграрным террором и возможными перспективам принудительного отчуждения земель, предлагали свои имения на продажу Крестьянскому банку. в 1906-1913 годах Крестьянским банком было приобретено свыше 4 миллионов десятин, которые затем продавались илисдавались в аренду нуждающимся в земле крестьянам (кроме того, банк выдавал крестьянам ссуды для покупки ими земли у помещиков). Другой серьездной мерой для уменьшения земельной тесноты в центральных областях государствабыло переселение малоземельных крестьян за Урал. При энергичной поддержке "переселенческого управления" в течение 1906-1913 годов за Урал проследовало около 3,5 миллионов переселенцев (из них около 5000 тысяч потом возвратились обратно).
Столыпин нашел энергичного сотрудник в лице главноуправляющего землеустройством и земледелием А.В.Кривошеина, при котором ведомство земледелия всячески содействовало повышению сельско- хозяйственной культуры: расширениемагрономического образования, ссудами и пособиями на мелиорацию, устройством образцовых хозяйств и опытных полей (расходы по ведомству земледелия и землеустройства, составлявшие в 1907 году 46,6 миллионов рублей, в 1914 году составили 146,3 миллиона рублей). Вместе с правительством и земство принимало все меры к развитию агрономической помощи населению.
В результате всей системы "столыпинских" мероприятий, несмотря на происходившую в это время ломку и перестройку старых аграрных отношений, русское сельское хозяйство накануне мировой войны переживало полосу большого подьема и всесторонных успехов. Урожайность полей значительно поднялась, так что вместо "традиционных" 30-35 пудов с десятины средний за пятилетие 1908-1912 года урожай ржи составлл 51 пуд с десятины, озимой пшеницы - около 57 пудов. Производство и экспорт пшеницы значительно возросли. В 1909-1911 годах из России ежегодно вывозилось хлебов на сумму около 750 миллионов рублей. Средний ежегодный сбор всех хлебов вместо обычных в предыдущи десятилетия 2-2,5 миллиарда пудов превысил в пятилетие 1909-1913 гг. 4 миллиарду пудов, поэтому потребление хлеба на душу возросло, несмотря на прирост населния и на рост экспорта. Чрезвычайно увеличился также сбор картофеля и посевная площадь технических культур. Средний годовой сбор картофеля, составлявший в 60-х годах XIX века около 200-250 миллионов пудов, в пятилетие 1911-1915 гг. составляет 1 433 миллионов пудов. Площадь посевов сахарной свекловицы в 60-х годах XIX века составляла около 100 тысяч десятин, в 1911-1915 годах - 700 тысяч десятин. Очень быстро росла площадь посевов хлопка в Туркестане (производство хлопка-сырца в 1915 году достигло 39 миллионов пудов). Экономическим и техническим успехом крестьянского хозяйства перед войной помогали быстрое развитие сельской кредитной кооперации и значиельный рост потребления сельскохозяйственных машин и орудий (как привозных, так и местного производства): в 1908 году их было продано на сумму 54 млн. рублей, в 1912 году - на сумму 311 млн рублей. Таким образом, всесторонний и значительный подъем в столыпинскую эпоху русского сельского хозяйства в целом являеться очевидным и неоспоримым фактом (см.).
Примечания и дополнения
Примечание 1
Поэтому, когда в писаниях некоторых публицистов и даже "ученых" мы встречаем "статистику", объединяющую в одну категорию земли "казны и помещиков", которые-де значительно превышали площадь крестьянских земель, то это является лишь результатом сплошного невежества или умышленной фальсификации.
Примечание 2
Что и обнаружилось в 1918 году после раздела мужду крестьянами оставшихся к тому времени 40 млн. десятин дворянских земель. Тогда советские аграрные деятели с полной откровенностью признали, что лозунг дележа помещичьих земель был лишь "средством революционирования деревни" и не имел "серьездного экономического значения".
Примечание 3
В своей речи по аграрному вопросу, произнесенной им 10 мая 1097 года во 2-й Государственной Думе, Столыпин говорил: "Путем переделения всей земли государство в своем целом не приобретет ни одного лишнего колоса хлеба. Уничтожены, конечно, будут культурные хозяйства. Временно будут увеличины крестьянские наделы, но при росте населения они скоро обратятся в пыль"... Помочь крестьянству необходимо, но здесь "предлагается простой, совершенно атоматический, совершенно механический способ: взять и разделить все 130 000 существующих в натоящее время поместий. Государственно ли это? Не напоминает ли это историю тришкина кафтана - обрезать полы, чтобы сшить из них рукава?".
Примечание 4
Партия с.-д. не имевшая сначала в своей программе этого требования, увидела, что этим она теряет важный козырь в политической игре в пользу своих конкурентов "эсеров", и поэтому сначала приняла резолюцию о том, что она "поддерживает движение крестьян, направленное к конфискации помещичьих земель", а потом включила требование принудительного отчуждения частновладельческих земель в свою программу. Так как простой дележ крупных имений между крестьянами слишком очевидно противоречил марксовой теории аграрного развития, то партия решила программу "муниципализации" земли, т.е. передачи отчуждаемых земель в распоряжение демократически организованных органов местного самоуправления. Ленин отстаивал "национализацию" земли.
Примечание 5
Этим он резко порвал с вековой политикой руссого правительства, которое еще в декабре 1904 года заявляло о необходимости сохранения общинного землевладения.
Примечание 6
Аграрная реформа Столыпина получила название "ставки на сильных", причем под "сильными" якобы надлежит уразуметь буржуазную верхушку деревни, или так называемых "кулаков". Толкование это основано на полном искажении действительного смысла речи Столыпина, произнесенной им в 3-й Государственной Думе 5 декабря 1908 года. В Думе возник вопрос, кто должен быть собственником выделяемых из общины наделов: один крестьянин-домохозяин или вся крестьянская семья? Некоторые депутаты высказывали опасение, что, получив землю в свою полную собственность, крестьянин может ее "пропить" или "промотать", оставив семью без средств к существованию. Столыпин выступил в защиту принципа единоличной собственности, против семейной, и заявил: "когда мы пишем законы для всей страны, необходимо иметь ввиду разумных и сильных, а не пьяных и слабых"..."нельзя, господа, составлять закон, исключительно имея ввиду слабых и немочных"..."для уродливых исключительных явлений надо создавать исключительные законы". Из текста и прямого смысла речи Столыпина совершенно очевидно, что под "разумными и сильными" он разумеет всю массусредних нормальных крестьян, а не кучку "богатеев"-кулаков.
Примечание 7
Конечно разрушение общины с ее нивелирующим действием произвело в деревне экономическое расслоение: с одной стороны, из общей массы крестьянства выделилась зажиточная "буржуазия", или "столыпинские помещики", с другой стороны, "маломочные" (как говорили в старину) крестьяне теперь продавали свои наделы и переходили в разряд наемных рабочих, городских или сельских.
|
|
|
|
Скоро вы сможете подписаться на рассылку на нашем сайте.
|
|
|
|